Когда экспортер выходит на внешние рынки, он неизбежно сталкивается с требованием соответствия своей продукции иностранным стандартам. Это может быть обусловлено либо регуляторикой страны-импортера, либо запросами покупателей, которые настаивают на строгом соответствии международным нормам. Что же делает экспортер в этой ситуации? Как правило, путь выглядит следующим образом:
Обычно экспортер начинает с того, что пытается убедить зарубежных партнеров в ценности отечественных протоколов испытаний: «Это ничуть не хуже», «Это почти то же самое» или даже «Примите наши протоколы». Но реальность сурова. Протоколы, основанные на ГОСТах и других национальных нормах, для дальнего зарубежья — пустой звук. Мы говорим сейчас, конечно, не о ближнем зарубежье (СНГ, ЕАЭС), а о рынках дальнего зарубежья.На данном этапе российские протоколы в большинстве случаев отвергаются: их попросту не признают ни иностранные регуляторы, ни покупатели.Спустя какие-то время мытарств и попыток доказать свою правоту, наступает принятие ситуации, и экспортер понимает, что нужно подтверждать требования по иностранным нормам.
Понимая необходимость соответствия международным требованиям, экспортер начинает искать лабораторию в России, аккредитованную по зарубежным нормам. Но вероятность успеха практически нулевая. За последние 30 лет отечественные лаборатории в основном ориентировались на импорт и внутренний рынок. Они аккредитованы по ТР ТС, ГОСТы и другим национальным стандартам — и это данность, с которой придется смириться.
Переходя к лабораториям стран СНГ и ЕАЭС, экспортер, как правило, сталкивается с той же картиной: аккредитация на международные нормы — редкость.
Пожалуй, это самый верный шаг, к которому надо было переходить в самом начале, чтобы не терять драгоценное время. Но есть сложности в нынешней непростой ситуации:
• Лаборатории определенных стран отказываются работать с российскими компаниями.
• Те лаборатории, которые готовы работать, принимают оплату в иностранной валюте, ну а в текущих условиях транзакционные издержки на обработку валютных платежей весьма существенны.
• Сложности с доставкой образцов за границу.
• Высокая стоимость услуг. Для иностранных лабораторий это обычный бизнес и уровень цен соответствует общемировому (как правило, аккредитованные лаборатории не испытывают недостатка в клиентах и к тому же существуют очереди на тестирование на много месяцев вперед).
• Перевод технической документации на иностранный язык — это отдельный челлендж.
В целом, безусловно, как только экспортер осознает неизбежность тестирования продукции по международным стандартам, он может приниматься за поиски подходящих лабораторий. Однако, если это делается впервые, лучше воспользоваться услугами тех, кто может профессионально сопроводить этот процесс. В противном случае существует риск возникновения несостыковок и получения отрицательных результатов.
Кроме того, в последнее время наблюдается новая тенденция, особенно среди компаний, столкнувшихся с ограничениями и санкциями: экспортеры не могут найти варианты проведения необходимых тестов за рубежом. В таких случаях проблема заключается даже не в стоимости — возможности провести тесты просто отсутствуют, так как иностранные лаборатории отказываются от сотрудничества.
Мы все чаще советуем компаниям рассмотреть аккредитацию собственной лаборатории по международному стандарту ISO/IEC 17025:2017 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. Результатом станет выпуск протоколов испытаний со знаками ILAC и APAC, которые признаются на международном уровне. В качестве критериев аккредитации могут быть выбраны иностранные или международные стандарты, например, американские (ASME, ANSI, API), европейские (EN), китайские (GB), стандарты стран Персидского залива (GSO), а также стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК\IEC). и другими в зависимости от потребности и рынков сбыта.
Самое интересное — стоимость аккредитации может быть сопоставима или даже ниже, чем расходы на тестирование продукции в зарубежных лабораториях.
Безусловно, аккредитация собственной лаборатории — это серьезный бизнес-проект, к которому необходимо подходить взвешенно, тщательно просчитывая все аспекты.
Независимость и оперативность — можно тестировать продукцию в любой момент.
Экономическая эффективность — при серийном производстве гораздо выгоднее иметь свою аккредитованную лабораторию, которая встроена в производственный процесс
Дополнительные возможности — можно предоставлять лабораторные услуги сторонним компаниям.
Безусловно, аккредитация собственной лаборатории — это серьезный бизнес-проект, к которому необходимо подходить взвешенно, тщательно просчитывая все аспекты. Но сам факт, что у российских предприятий появилась такая возможность, — уже значительный прогресс.
Если у вас появились какие-либо вопросы, вы всегда можете обратиться к нашим экспертам за консультацией:
Email: info@haensch-qe.ru
Тел. (бесплатно по России): 8 (800) 550-10-67
Тел. (для международных звонков и РФ): +7 (343) 319-91-07
Присоединяйтесь к нам в Telegram
Через тернии к экспорту: Полезная информация, новости, лайфхаки, запросы иностранных контрагентов и немного юмора
Нажимая кнопку "Консультация" Вы даете согласие на обработку персональных данных на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
(ознакомиться с Политикой конфиденциальности)
ул. Фурманова 126, оф. 811
Обратите внимание, нажимая кнопку "Заказать звонок" Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности (ознакомиться с политикой конфиденциальности).