Haensch Group » Какие несоответствия называют критическими, и как с ними работать?
Какие несоответствия называют критическими, и как с ними работать?

 

В мире сертификации по стандартам ISO все регламентировано: сертификационные органы проверяют предприятия, а сами сертификационные органы в свою очередь подвергаются проверкам со стороны органов по аккредитации. Стандарт ISO 17021 является стандартом, который регламентирует деятельность органов по сертификации и носит название «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента.» (Conformity assessment. Requirements for bodies providing audit and certification of management systems.)

На основании стандарта написаны процедуры сертификационного органа и внешние аудиторы при проверке, безусловно, обязаны этими процедурами пользоваться.  Именно в стандарте ISO 17021 в глоссарии дано определение видов несоответствий, они разделяются на значительные и незначительные:

3.11 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

3.12 значительное несоответствие (major nonconformity): Несоответствие (3.11), влияющее на способность системы менеджмента достигать намеченных результатов.

Несоответствия могут быть классифицированы как значительные в следующих случаях:

3.13 незначительное несоответствие (minor nonconformity): Несоответствие (3.11), не влияющее на способность системы менеджмента достигать намеченных результатов.

 

Какие несоответствия аудитор может посчитать критическими? 

Иногда значительные несоответствия называют критическими, соответственно, незначительные – некритическими. Вот только формулировки в стандарте довольно расплывчаты. Однако, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что стандарт ISO 17021 регламентирует деятельность органов по сертификации, а значит, им пользуются внешние аудиторы и именно они определяют, является ли несоответствие критическим или некритическим. Среди внешних аудиторов сложилось такое понимание, что несоответствие является критическим, если не соблюдается целый пункт стандарта ISO 9001, ISO 13485, ISO 14001, ISO 45001, ISO 50001, ISO 22000 или иного стандарта, по которому проверяется предприятие (клиент сертификационного органа).

Несколько примеров подобных несоответствий:

Логика здесь простая – в стандартах ISO пункты не делятся на более важные или менее важные, они равноценны, и система работает только в том случае, если выполняются все требования стандарта. Если хотя бы один пункт не соблюдается, вся система становится неполноценной, т. е. нерезультативной.

В свою очередь, часто встречающиеся мелкие несоответствия могут считаться критическими в силу их большого количества. Например, подобная ситуация очень часто возникает в управлении документацией – где-то не ведутся нужные формы, где-то работают с неучтенными или не подписанными документами, где-то нет данных, которые должны быть, где-то документы теряются, где-то просто хаос и т. п. Если в совокупности таких несоответствий очень много, значит, можно говорить о том, что процедуры по управлению документами не работают, а само управление документацией на предприятии нерезультативно. Что автоматически ведет к выводу о том, что система менеджмента нерезультативна.

Обычно считается, что если некритических (незначительных) несоответствий по одной теме (например, по теме управление документацией) более 10, то это множество уже можно квалифицировать как критическое несоответствие.

Если аудитор органа фиксирует критическое несоответствие, то это означает, что сертификат не выдается, либо, в случае очередного надзорного аудита, не продлевается. Аудитор при этом пишет в заключении, что система менеджмента либо не соответствует изначально (в случае сертификационного аудита), либо деградировала и по этой причине уже не соответствует стандарту (в случае надзорного аудита).

 

Внутренние аудиты и классификация несоответствий 

В ходе внутренних аудитов деление несоответствий на критические и некритические не требуется никакими стандартами. Это нецелесообразно.  Кроме того, при внутренних аудитах за действием по определению несоответствия в качестве критического/некритического не следует решение о выдаче/невыдаче сертификата. По сути, любое несоответствие — это угроза результативности системы. Гораздо важнее, во-первых, просто правильно сформулировать несоответствие, а во-вторых, правильно определить причины его возникновения и сформулировать корректирующие действия.

И всё же, если для предприятия вопрос разделения несоответствий на критические и некритические в ходе внутренних аудитов является принципиальным, рекомендуем обсудить этот вопрос с опытными консультантами. Эксперты смогут помочь определить подходящий метод оценки и принятия решений в контексте конкретной организации, учитывая ее особенности и цели в области управления качеством. Это совместное обсуждение позволит разработать наиболее эффективный и адаптированный подход к внутренним аудитам и управлению качеством в целом.

 

Если у вас появились какие-либо вопросы, наши эксперты с радостью вас проконсультируют.
Связывайтесь с нами любым удобным способом:

Email: info@haensch-qe.ru
Тел. (бесплатно по России): 8 (800) 550-10-67
Тел. (для международных звонков и РФ): +7 (343) 319-91-07

Наши соц.сети:
https://t.me/timetoexport
https://vk.com/haensch

Другие новости

Остались вопросы?

Оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Нажимая кнопку "Консультация" Вы даете согласие на обработку персональных данных на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
(ознакомиться с Политикой конфиденциальности)

Контакты
г. Екатеринбург,

ул. Фурманова 126, оф. 811